Обзор плеера iBasso DX150 — когда дешевле не означает хуже
Не знаю, то ли в iBasso совсем не понимают сути современного маркетинга, то ли, наоборот, понимают слишком хорошо, но после выхода их флагмана DX200 выпуск младшей модели был лишь вопросом времени. Удивительным же фактом стало то, что практически по всем характеристикам DX150 получился не хуже.
В iBasso решили не менять практически ничего из того, что принесло успех старшей модели: большой сенсорный экран, неплохой по скорости чипсет, 2 ГБ оперативной памяти — обеспечивают приемлемое быстродействие. ЦАПы сменили на пару AK4490, немого изменили дизайн и добавили поддержку QuickCharge. Так же, как и старшая модель, новинка позволяет менять модули усиления, и именно тут кроется самый интересный шаг компании. DX150 «из коробки» оснащён новым усилительным модулем AMP6, что позволило ему весьма эффектно конкурировать со связкой DX200 + AMP1 с очень небольшим отставанием по звуку. Кроме этого, продакт-менеджеры компании достаточно приятно снизили цену, на данный момент «стопятидесятка» стоит примерно 500 долларов.
Технические характеристики
- ОС: Android 6.0
- Процессор: RK3368 (8-ядерный ARM Cortex-A53)
- ОЗУ: 2 ГБ LPDDR3
- Флеш-память: 32 ГБ
- Карты памяти: MicroSD до 2 ТБ
- Экран: 4,2″, сенсорный, 768 × 1280
- Беспроводные интерфейсы: WiFi 802.11n, Bluetooth 4.1
- USB интерфейс: XMOS XU208
- ЦАП: 2 × AK4490EQ
- Максимально поддерживаемое разрешение: 384 кГц/32 бита, DSD256
- Батарея: LiPo, 4400 мА/ч
- Время работы от одной зарядки: ≥10,5 ч
- Время полной зарядки: 2 ч с QC 2.0
- Размеры: 129 мм × 69 мм × 20 мм
- Вес: 245 г
Балансный выход
- Диапазон частот: 10 Гц – 40 кГц ±0,5 дБ
- Выходное напряжение: 3.7 Vrms @ 32Ω
- Выходная мощность: 425 мВт @ 32Ω
- Общие гармонические искажения (нагрузка в 32Ω): -110 дБ
- Разделение каналов: 119 дБ
- Динамический диапазон: 118 дБ
- Соотношение сигнал/шум: 118 дБ
3,5-мм выход
- Диапазон частот: 10 Гц – 40 кГц ±0,5 дБ
- Выходное напряжение: 2.4 Vrms @ 32Ω
- Выходная мощность: 185 мВт @ 32Ω
- Общие гармонические искажения (нагрузка в 32Ω): -108 дБ
- Разделение каналов: 115 дБ
- Динамический диапазон: 117 дБ
- Соотношение сигнал/шум: 117 дБ
Линейный выход
- Диапазон частот: 10 Гц – 40 кГц ±0,5 дБ
- Выходное напряжение: 2.4 Vrms
- Общие гармонические искажения (без нагрузки, 1.5 Vrms): -108 дБ
- Динамический диапазон: 118 дБ
- Соотношение сигнал/шум: 117 дБ
Упаковка и комплект поставки
Коробка стала попроще, от архитектурных излишеств упаковки DX200 отказались в пользу обычной схемы «картонная коробка + бумажная суперобложка», хотя в целом качество полиграфии и используемые материалы остались на очень приличном уровне. Внутри находятся:
- сам плеер,
- запасное защитное стекло на экран,
- USB-C-кабель,
- переходник для коаксиального выхода,
- нагрузка для «прогрева» плеера,
- чехол, на этот раз его сделали из замшеподобного материала,
- инструкция и гарантийный талон
Как видите, на комплекте поставки в iBasso экономить явно не стали, особо же им спасибо за чехол в комплекте и наклеенный прямо с завода защитный экран.
Дизайн и управление
Новая модель очень похожа по размерам и габаритам на своего предшественника, но, как это было, например, при переходе с первого на второе поколение FiiO X7, над обликом немного поработали, сделав его современней. Экран теперь расположен вровень с передней панелью, убрано странное рифление с задней панели, боковая вставка с регулятором громкости и кнопками управления воспроизведением стала компактней, во многом за счёт того, что убрали скобу, проходящую у DX200 над регулятором громкости. Цвет вставки сменили с чёрного на серебристый.
Корпус плеера сделан в основном из металла, его отличает приятная увесистость и очень приличное качество сборки — нет люфтов, ничего не скрипит и так далее.
На левой грани поместили слот для карт памяти, сверху находятся кнопка включения и блокировки, USB-C-разъём и S/PDIF-выход. Традиционно USB-разъём служит и для зарядки, и для доступа к памяти, и для использования плеера в роли ЦАПа. Так как для последнего используется отдельный XMOS чип, с этой ролью DX150 справляется хорошо.
На правой грани размещаются три кнопки управления воспроизведением, они немного свободно ходят, но хотя бы не тарахтят, и регулятор громкости. Последний реализован с помощью качественного энкодера, поэтому он чётко регистрирует щелчки, а усилие при вращении подобрано так, чтобы уменьшить вероятность случайных изменений.
Внизу находятся модули усиления, именно они определяют, какие у плеера будут аудиовыходы, штатный AMP6 оснащён и обычным 3,5-мм выходом, и 2,5-мм балансным гнездом. Для подключения внешнего усилителя предусмотрен линейный выход с 3,5-мм разъёмом. Усилитель по-прежнему меняется путём ослабления двух боковых винтов, тут ничего не изменилось.
Большую часть передней панели занимает экран, он достаточно неплохой и по яркости, и по разрешению с цветопередачей. Конечно, это не современные смартфоны с их 4К-дисплеями, но, как для плеера, экран у DX150 вполне приличный. Можно немного попенять на неидеальное олеофобное покрытие, но отпечатки пальцев легко стираются.
Приятным бонусом стала поддержка QC2.0, полный заряд батареи от совместимого блока питания теперь отнимает всего 2 часа, хватает заряда обычно от 10 часов и больше, в зависимости от нагрузки. Это отличный показатель, который при желании можно улучшить с помощью прошивки от Lurker-а, она же добавит Google Play и ряд дополнительных оптимизаций. Не сильно эффективно пока в DX150 реализован режим сна, так как «спит» аппарат достаточно беспокойно и активно теряет заряд во время простоев, так что в случае длительного бездействия плеер лучше выключать.
Прошивка
Единственным, пожалуй, изменением в прошивке относительно DX200 стало отсутствие в младшей модели режима Mango. Осознав его практически полную невостребованность, да, если вы были его фанатом — не стоит рваться об этом писать, по статистике, подавляющее большинство пользователей им всё-таки не пользуются. В iBasso пошли на мужественный шаг и упростили себе работу, просто выкинув двойную загрузку. В остальном прошивка тут — практически голый Android без поддержки Play Services, но с возможностью установки стороннего ПО через APK. Кстати, что отдельно радует в случае плееров iBasso, многие популярные программные плееры научились работать с их ЦАПами напрямую, обеспечивая bit-perfect-качество.
Но, конечно, iBasso не могли не встроить в прошивку свой собственный плеер, также названный ими Mango Player. Я, пожалуй, даже не буду расписывать его функциональность, во-первых, я это уже сделал в обзоре DX200, а во-вторых, плеер очень простой, хотя и по-своему стильный. Тут есть медиабиблиотека с просмотром по папкам/жанрам/альбомам/исполнителям и плей-листам, базовые настройки, функции вроде создания плей-листов и добавления в избранное — в общем, то, что отличает современный плеер. Всё очень оптимизировано под управление пальцами, пункты меню — крупные, а чёрно-красная гамма смотрится эффектно. Кстати, подсказка: для выхода из плеера надо сделать свайп вверх от нижнего края экрана, появятся стандартные кнопки управления Android.
В целом прошивка достаточно стабильна, хотя и не идеальна, как это всегда бывает в случае «открытой» версии Android. В компании уже выпустили два апдейта, добавив ряд полезных возможностей, например, функцию беспроводного ЦАПа, и исправив ряд ошибок, в том числе и лаг при переключении с PCM на DSD, расстраивавший некоторых любителей оценивать плеер по видео с YouTube.
В iBasso явно осознали плюсы единой кодовой базы, поэтому DX200 и DX150 получают обновления с новыми возможностями практически одновременно, что даёт основания рассчитывать на длительную поддержку в будущем.
Звук
Для прослушивания устройства использовались следующие наушники: iBasso IT04, Meze 99 Classics, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser Encore, Campfire Audio Andromeda, Unique Melody Mason V3, HUM Pristine и другие.
Думаю, ни для кого не будет удивительным тот факт, что в младшей модели разработчики сохранили тенденцию к нейтральной и техничной подаче, а благодаря апгрейду усилителя разница между DX200 и DX150 оказалась весьма небольшой. Разработчики не стали искусственно «зажимать» плеер по звуку, снижать поддерживаемые частоты или убирать поддержку Native DSD, за что им почёт и уважение.
НЧ тут быстрые, совсем чуть-чуть сдвинутые в сторону сухой подачи, но при этом они обладают прекрасной плотностью и отменно контролируются. Плеер хорошо отрабатывает фактурность баса и прекрасно передаёт текстуры. НЧ уходят на приличную глубину (хотя и не так глубоко, как у DX200), поэтому бас звучит реалистично и натурально.
СЧ у DX150 очень детальные и имеют склонность к мониторной подаче, тут нет попытки добавить «от себя» эмоций или искусственно раздуть сцену, поэтому к качеству записи плеер достаточно придирчив, хотя и не так сильно, как его старший брат. Воображаемая сцена заметно больше средней в глубину и ширину, с голографичностью и объёмом у модели всё очень хорошо. Инструменты звучат очень естественно и отображаются с «правильным объёмом», то же самое касается и передачи характера вокала, плеер не пытается вытащить всю грязь или сорваться в холодно-нейтральный звук. Любители экспериментировать могут попробовать разные варианты цифрового фильтра, на мой слух, как раз в построении объёма его влияние заметней всего.
ВЧ хороши по атакам и затуханиям, хотя слоистости им немного не хватает, а по сравнению со старшей моделью можно отметить также чуть худшую проработку самых верхних частей этого диапазона. Впрочем, для среднего сегмента ВЧ DX150 вполне хороши, они естественные и весьма детальные, так что любителям зажатой подачи «верхов» плеер можно пропустить.
Конечно же, невозможно обойти стороной сравнения. Я не могу сравнивать DX150 со всем, что сейчас существует на рынке, поэтому я выбрал несколько «опорных моделей» и буду отталкиваться от них.
iBasso DX200. Владельцы старшей модели могут быть спокойны, флагман остаётся флагманом, если сравнивать плееры «в стоке», то есть с теми усилителями, что идут к ним в комплекте, можно сказать, что 200 — более техничный плеер с лучшей проработкой краёв частотного диапазона. Также у DX200 лучше слоистость и разделение планов на ВЧ. Если же на DX200 поставить AMP6, разница становится чуть более заметной, хотя характер её не меняется. Главным же минусом старшей модели по-прежнему является большая придирчивость к качеству материала.
FiiO X7-2. Если говорить про «уровень», хотя я это слово и не люблю, то эти плееры достаточно близки, поэтому фаворит будет определяться вкусовыми предпочтениями слушателя. Если абстрагироваться от конкретных особенностей подачи, то технический уровень их схож. X7 менее сухо подаёт НЧ, что немного скрадывает эффект большой скорости DX150, это же касается, пожалуй и СЧ, хотя добавленная X7 «музыкальность» идёт некоторым записям явно на пользу. Верхнечастотный диапазон X7 второго поколения подаёт более «благородно» за счёт лучшей проработки слоистости.
FiiO X5-3. Тот случай, когда устройства «совершенно не похожи», немного смягчённая и слитная подача среднесегментного плеера FiiO против нейтральной мониторности DX150. Конечно, по разрешению и другим «техническим» показателям iBasso лучше, но тут всё так же будет упираться и во вкусовые предпочтения.
Cayin N5-II. Вот тут, пожалуй, можно сказать, что общая подача плееров схожа, хотя DX150 в полном соответствии с ценой играет в ту же нейтральную мониторность получше, делая это с большей техничностью.
Конечно, можно вспомнить и другие плееры близкого ценового сегмента (Lotoo PAW5000 Mk2, OPUS#1S, Echobox Explorer и т. д.) но они, как и X5-3, сильно отличаются по подаче, поэтому расписывать их подробно я не вижу смысла.
Совместимость
Плеер достаточно мощный, особенно с балансного выхода, поэтому проблемы с раскачкой большинства наушников не будет (ну, за исключением совсем уж тугих моделей). Обратная сторона — чувствительные IEM-ки, с ними есть небольшой шум, но он очень тихий, слышно его только в полной тишине. Кроме того, его легко полостью убрать с помощью того же iFi IEMatch. Подбор наушников можно осуществлять без особой оглядки на источник, поскольку младшая модель так же нейтральна, звук связки будет обусловлен в первую очередь именно наушниками. Из того, что понравилось лично мне: IMR R1, Dunu Falcon-C, Campfire Audio Comet и Andromeda, из полноразмеров — Cascade от той же компании.
Стилистически DX150 полностью и тотально универсален, если владелец согласен на нейтральную подачу. К качеству записи чувствительность меньше, чем у старшей модели, по 10-балльной шкале «придирчивости» он набирает где-то 8 баллов.
По традиции — несколько треков в роли примера
Machine Head — Aesthetics of Hate. Ну давайте начнём подборку с чего-нибудь быстрого и требующего хорошей техничности, без претензии на натуральность. Отличный, очень плотный трек от Machine Head для этого прекрасно подходит, бодрые ударные, эффектные гитары, агрессивный вокал — для DX150 проблемы не составляют.
Marcus Miller — Hylife. И снова в моей подборке американский гений баса и других инструментов, на этот раз мы используем его для тестирования естественности звука и натуральности подачи. Впрочем, результат опять получается в пользу героя данного обзора, он прекрасно справляется со всеми инструментальными партиями и отлично передаёт объём.
Garou — I Put a Spell on You. Я тут хотел поставить трек из позднего творчества Deep Purple, даже написал текст, но внезапно коварный Deezer подкинул мне следующий трек, и Deep Purple был безжалостно удалён. Классический трек, в нереальном исполнении блистательного вокалиста (знакомого почти всем по одному мюзиклу), да ещё и сыгранный техничным плеером… В общем, это услада ушей и бальзам на меломанскую душу.
Выводы
Честно говоря, я не особо знаю, что ещё добавить к сказанному выше в обзоре, чтобы заключение смотрелось многозначительным и глубокомысленным. Поэтому скажу просто: очень вероятно, что перед нами лучший плеер среднего сегмента в 2018 году.