Почему игры на смартфоне — это плохая привычка?
В 2020 году аналитическая компания App Annie объявила, что в период пандемии коронавируса люди начали проводить в мобильных приложениях на 40% больше времени, чем обычно. Ученые постоянно изучают влияние смартфонов на людей и недавно канадские исследователи пришли к выводу, что чрезмерное увлечение играми на мобильных устройствах — это плохая привычка. Как оказалось, многие люди при помощи игр пытаются убежать от реальности и тем самым начинают просто плыть по течению, лишаясь возможности прожить свою жизнь «по полной». Звучит как еще одно заявление ученых о вреде компьютерных игр, но все не так плохо, если соблюдать меру. В рамках данной статьи предлагаю выяснить, в каком случае мобильные игры можно считать вредными и как авторы научной работы пришли к своим выводам.
Вред игр на смартфонах
Результаты проведенной научной работы были опубликованы в журнале Computers in Human Behavior. По словам исследователя Шанеля Ларша (Chanel Larche), многие люди используют мобильные игры для избавления от чувства скуки. При этом они испытывают много положительных эмоций что само по себе очень хорошо. Помимо повышения настроения, они достигают высокой сосредоточенности и внимательности, которые помогают избавиться от ощущения монотонности жизни. Это приводит к тому, что со временем люди привыкают замещать скуку играми и эта привычка начинает мешать им вести полноценную жизнь с разного рода активностями. В этом заключена вся опасность мобильных развлечений.
В ходе научной работы ученые наблюдали за 60 добровольцами, которые любили игру Candy Crush. Это популярная игра в жанре «три в ряд», в которой нужно совмещать и лопать цветные шарики. Участники исследования были вовлечены в игру по-разному: кто-то находился на начальных уровнях, а некоторые уже ставили рекорды. Игрокам было предложено выбрать один из уровней сложности:
- простой, при котором темп игры был медленный и не требовал от человека особой концентрации;
- сбалансированный, который можно было пройти только с максимальной увлеченностью. Темп игры был высоким, а головоломки — сложнее.
Как оказалось, желающие сбежать от реальности люди выбирали сбалансированный уровень сложности. По словам одного из авторов работы Майкла Диксона (Michael Dixon), таким людям мобильные игры приносят больше удовольствия, чем остальным. Со временем такой способ развлечения становится плохой привычкой, потому что большое количество положительных эмоций заставляет запускать игры все чаще. Из-за этого у людей остается меньше времени на более здоровые занятия. Как следствие, у людей возникает неудовлетворенность жизнью и развивается депрессия. А о последствиях этого психического расстройства постоянные читатели нашего сайта уже прекрасно знают из этого подробного материала.
Будущее мобильных приложений
Авторы научной работы надеются, что полученные результаты побудят разработчиков игр ввести в свои проекты функцию ограничения времени. В идеале нужно сделать так, чтобы каждый желающий избавиться от своей вредной привычки пользователь смог установить дневной лимит пребывания в виртуальном пространстве. Но лично я уверен, что никто такую функцию внедрять не станет. На данный момент что-то похожее есть в Instagram — приложение показывает, сколько времени проводит человек в социальной сети. Ориентируясь на этой цифре пользователи могут сами решить, есть у них зависимость от смартфона или нет. Но внедрять что-то похожее разработчики игр вряд ли будут, тем более по собственной инициативе. Их могут заставить сделать это только в случае, если мобильные игры каким-то образом будут угрожать жизни людей. А на данный момент речь идет о повышении риска развития депрессии.
Важно отметить, что при соблюдении определенных мер игры могут приносить пользу. В 2018 году я рассказывал о том, почему «Тетрис» является лучшей игрой для снятия стресса, который при большой длительности может сильно подпортить здоровье человека. Если говорить коротко, то складывание различных фигур позволяет людям быстрее войти в состояние потока и легче справиться со стрессовыми ситуациями. Подробнее о результатах проведенного исследования можно почитать в этом материале.