Российские производители электромобилей намерены наладить выпуск зарядных станций
Ведущие российские производители электромобилей — «Моторинвест» и «Москвич» — обнародовали намерение выпускать зарядные станции для электрического транспорта. Известно, что с 2024 года калининградский «Автотор», тоже планирующий запустить выпуск электрокаров в этом году, также намерен запустить производство блоки постоянного и переменного тока для зарядных станций сторонних производителей.
Как сообщают «Ведомости», липецкий «Моторинвест», собирающий электромобили Dongfeng под брендом Evolute, запланировал старт работ по выпуску зарядных станций на конец текущего года или начало следующего. Известно, что сначала будут выпускаться зарядки стороннего производителя.
«Москвич» ещё в начале года обозначил на закрытой презентации намерение выпустить 2 тыс. зарядных станций, из них 800 — быстрых, заряжающих электрокар за полчаса на 80 %. Для сравнения — медленные модели зарядят среднестатистический электромобиль на 40 % не менее чем за 2 часа. По данным презентации, на переход от «эскизной документации» до испытаний опытных образцов уйдёт порядка 10 месяцев, сама разработка обойдётся в 20 млн рублей, ещё 42 млн потребуется на производственное оборудование. Важно, что уже в начале года на 60 % основных компонентов определены отечественные поставщики. Впрочем, официально на «Москвиче» новость пока не комментируют.
Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на данные 2Chargers, по всей России сегодня имеется около 4500 зарядных станций для электротранспорта, из них 779 — быстрые, причём государством субсидируется до 60 % стоимости самой станции (максимум 1,86 млн рублей и до 30 % (до 900 тыс. рублей) затрат на подключение к электросети. При этом статистика Минэкономразвития несколько скромнее — по информации министерства, в 2022 году в стране действовали 439 быстрых и 783 медленные зарядки, а в 2023 году их число должно достичь 659 и 2163 станции соответственно. Сообщается, что в 2022–2023 гг. наладили производство быстрых зарядных станций пять отечественных компаний, продукция соответствует требованиям к продукции, выпускаемой на территории России, на текущий год их производственные возможности составляют порядка 3 тыс. станций.
Впрочем, поддерживают проекты автопроизводителей далеко не все. По словам председателя Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ии Гордеевой, непонятно, зачем автопрому выпускать собственные станции, если на рынке уже есть качественные продукты отечественного производства. При этом если электромобили собирают из китайских комплектующих, то зарядные станции уже российские, получившие заключение Минпромторга.
Некоторые эксперты полагают, что выпуск медленных зарядок для дополнительной комплектации выпускаемого транспорта был бы оправдан, а производство быстрых, которые необходимо делать публичными для окупаемости — непрофильный для автопроизводителей бизнес.
Есть и другие мнения. Так, по словам исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, на отечественном рынке ещё долго будет сохраняться дефицит зарядных станций для электромобилей, поэтому рост числа производителей будет лишь благом для отрасли, тем более, если бытовые зарядные станции будут продавать в комплекте с электромобилями. По статистике «Автостата», за первые полгода в стране купили 4,4 тыс. электромобилей – в 3,5 раза больше, чем в прошлом году.