Россияне стали выбирать намного более дешёвые телевизоры, а рынок захватывают торговые марки самих ретейлеров
По данным поставщиков электроники на российский рынок, с начала 2023 года продажи телевизоров в стране в штуках выросли на 6,6 % до 1,55 млн, но сократились на 30 % в денежном выражении до 39,1 млрд руб. Такие показатели, по мнению экспертов, связаны с падением интереса покупателей к премиум-моделям южнокорейских брендов в связи с ростом цен. В то же время в благоприятном положении оказались китайские и российские бренды и собственные торговые марки (СТМ) ретейлеров, занявшие 22,6 % рынка. Не исключается, что ещё до конца 2023 года доля последних может вырасти до 50 %.
Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на статистику известного портала Holodilnik.ru, в январе продажи телевизоров в штуках выросли в России год к году на 21,7 %, до 785 тыс. экземпляров. Тем не менее, выручка упала на 11,1 % до 19,9 млрд рублей. У «F+ tech-Марвел» статистика ещё более показательная. По данным компании, за первые 2,5 месяца 2023 года в стране продажи 1,55 млн телевизоров, на 6,6 % больше, чем в аналогичный период прошлого года. При этом выручка сократилась на 30 % до 39,1 млрд рублей. Упала и средняя цена устройства — до 25 тыс. рублей, на 35 %.
По мнению экспертов, значимое падение выручки с цены устройств связано с сокращением продаж премиум-моделей LG и Samsung, поскольку из-за отсутствия официальных продаж электроники данных вендоров в России их средняя цена выросла почти на 20 %. В январе продажи телевизоров LG упали на 74 % в штучном выражении, Samsung — на 68 %, а Sony — на 81 %. При этом выросли продажи Xiaomi, Starwind, TCL и «Витязя» из Беларуси.
По данным «F+ tech-Марвел», за первые 10 недель 2023 года на СТМ ретейлеров пришлось 22,6 % продаж в штуках в России. При этом 9,6 % рынка заняла Xiaomi, 8,4 % — Haier, 6,5 % — Hisense, 5,6 % — Samsung. Для сравнения, даже в прошлом году на долю Samsung приходилось 23,4 % продаж. Доля СТМ за год взлетела почти вдвое.
По итогам 2022 года выяснилось, что в России продано 6,8 млн телевизоров, на 4 % меньше год к году, на 2 % меньше в денежном выражении. При этом если в 2021 году тройку лидеров в сети «Ситилинк» возглавляли LG, Samsung и Hyundai, то в 2022 году — Hyundai, Sunwind и Xiaomi. По статистике ШПД Merlion самым популярным разрешением является 4К, на его долю приходится 45 % продаж, спрос на 1080p и 8K упал на 32 % и 36 % соответственно. Кроме того, известно, что в 2022 году 80 % покупателей выбирали модели Smart TV.
По мнению главы аналитического центра GS Group Александра Суркова, СТМ могут завоевать в 2023 году половину рынка телевизоров в штучном выражении, хотя в премиум-сегменте по-прежнему будут доминировать Samsung и LG благодаря технологическому превосходству производителей. По мнению эксперта, снижение средней цены телевизора связано с тем, что под СТМ выпускают более бюджетные модели с меньшими диагоналями, у них отсутствует наценка за всемирно известный бренд, при этом количество брака в таких моделях может быть немного выше, чем у ведущих мировых компаний.