Шведы протестировали дроны с дефибрилляторами в реальных условиях — зачастую они прибывают быстрее скорой помощи
Дроны подходят для доставки самых разных предметов, но лишь немногие экспериментаторы рискнули использовать их в реальных, полевых условиях для борьбы оказания медицинской помощи, например, в случаях с сердечными приступами. Как показали эксперименты шведской команды исследователей, в среднем беспилотник с дефибриллятором на борту добирался до больного намного быстрее скорой помощи.
В случае, если у человека произошёл сердечный приступ, смерть мозга и последующая гибель могут произойти в течение всего нескольких минут, поэтому на счету каждая секунда. При этом шансы выжить за пределами больницы невелики, но даже непрофессиональная сердечно-лёгочная реанимация с дополнительным использованием автоматического дефибриллятора может серьёзно их повысить, если рядом с больным найдётся решительный человек. В этом случае огромную роль может сыграть средство доставки необходимого оборудования.
В 2014 году в Сети уже появлялся студенческий проект беспилотника Ambulance Drone с интегрированной веб-камерой — он позволял сбросить дефибриллятор, после чего эксперты могли дистанционно инструктировать присутствующих. Проект Defikopter стал ещё одним примером медицинского использования дронов. В 2017 году учёные шведского Каролинского института проводили учения, продемонстрировавшие, что такой тип беспилотников прибывает намного быстрее скорой. Новое исследование проводилось в том же институте, но теперь дроны помогали во время реальных остановок сердца.
В проекте участвовали не только сотрудники института, но и операторы экстренных служб, пилоты дронов и представители инстанций, контролирующих авиатрафик. Дроны использовались в 12 из 53 зарегистрированных случаев остановки сердца, эксперимент проходил в течение четырёх месяцев прошлого года.
При этом БПЛА успешно добрались до места происшествия в 11 случаях, в среднем проделав путь в 3,1 км. В семи случаях беспилотники прибыли раньше скорой. Так или иначе, использовать дефибриллятор по тем или иным причинам не пришлось ни разу.
По словам представителя института, даже с учётом того, что оборудование не было использовано, исследование показало, что вполне реально применять беспилотники для безопасной доставки дефибрилляторов в точно указанное место. Главным условием успешного использования является готовность диспетчера взять инициативу на себя и дистанционно проинструктировать присутствующих.
В некоторых условиях использование беспилотников затруднено. БПЛА не могли летать в темноте, в дождь или во время сильного ветра, были запрограммированы избегать густонаселённых районов в полёте — поэтому некоторые из возможных доставок не состоялись. Сейчас команда работает над совершенствованием технологии.
Известно, что в апреле текущего года началось тестирование усовершенствованной системы. По данным учёных, каждая минута без медицинской помощи значительно снижает вероятность выживания, поэтому даже минутное временное преимущество перед скорой помощью может спасти чью-то жизнь.