SpaceX хочет продлить срок службы телескопа «Хаббл» до 2040-х годов

Космический телескоп «Хаббл» был запущен в космос в 1990 году и до сих пор неплохо справляется с поставленными перед ним задачами. Например, в первой половине текущего года аппарат сфотографировал звезду возрастом 13 миллиардов лет — сделанный снимок можно посмотреть в этом материале. Однако, выполнение задач не означает, что 30-летний телескоп работает идеально. За последние годы он начал регулярно ломаться, а его орбита постепенно снижается. Представители NASA надеются, что он сможет проработать до 2030 года — после этого его снизят до такой степени, что он частично сгорит в атмосфере Земли и упадет на дно Тихого океана. Но в будущем планы аэрокосмического агентства могут поменяться, потому что компания SpaceX намерена помочь с ремонтом телескопа и поднятием его орбиты. Если все получится, легендарный аппарат сможет проработать еще 15-20 лет.

Космический телескоп «Хаббл» может проработать еще большее время

SpaceX хочет спасти «Хаббл» от гибели

На данный момент ни компания SpaceX, ни агентство NASA не уверены, что им удастся осуществить задуманное. Но 22 сентября 2022 года представители подписали соглашение, что попробуют выяснить это в ходе космической программы Polaris. Она была создана бизнесменом и космическим туристом Джаредом Айзекманом (Jared Isaacman), который нам больше известен как командир туристического экипажа Inspiration4. В конце текущего года, в рамках одной из миссий программы Polaris, он и несколько других туристов планируют достигнуть самой высокой точки околоземной орбиты, выйти в открытый космос и испытать новые скафандры.

Джаред Айзекман

В рамках будущих полетов Polaris, компания SpaceX оценит возможность сближения и стыковки космического корабля Dragon с космическим телескопом «Хаббл». Имеется надежда на то, что в ходе пилотируемых полетов астронавты смогут ремонтировать сломанные части исследовательского аппарата. К тому же, космический корабль мог бы попробовать поднять орбиту телескопа «Хаббл» — изначально он находился на высоте 600 километров, но сегодня он располагается на высоте 540 километров. Если никому не удастся поднять его, телескоп действительно не проработает даже 10 лет и к 2030 году его придется сжечь на орбите Земли. Но если на орбиту повлиять, «Хаббл» сможет проработать еще около 20 лет.

Космический корабль SpaceX Dragon

Ремонт телескопа «Хаббл»

Телескоп «Хаббл» смог проработать рекордное время именно благодаря возможности ремонта. Первое техническое обслуживание аппарата было проведено в 1993 году, в рамках миссии «STS-61». Экипаж из семи человек долетел до телескопа на корабле «Индевор» и за десять дней провели пять выходов в открытый космос. За 35 часов работы им удалось установить на аппарат корректирующие линзы, которые устранили дефект встроенного зеркала. Если бы не эта миссия, телескоп «Хаббл» никак не смог бы сделать настолько много фотографий.

Члены экипажа STS-61 готовятся к установке новой широкоугольной и планетарной камеры

Второе обслуживание телескопа «Хаббл» было проведено в феврале 1997 года, в рамках миссии «STS-82». Экипаж из семи астронавтов NASA провели в космосе около 11 дней и заменили несколько научных приборов, благодаря чему телескоп получил возможность изучения ранее недоступных космических объектов. После этого было проведено еще несколько ремонтных миссий — последней на текущее время является «STS-125», проведенная в мае 2009 года. В ходе этой миссии астронавты заменили один из датчиков ночного видения и все гироскопы, а также установили новые аккумуляторы и несколько других компонентов.

Астронавт Джозеф Таннер (Joseph Tanner) проводит техническое обслуживание космического телескопа

Чем «Хаббл» лучше «Джеймса Уэбба»

Как можно понять, одна из самых сильных сторон телескопа «Хаббл» заключается в том, что он поддается ремонту. Если компания SpaceX действительно сможет помочь NASA летать к исследовательскому аппарату и заменять его сломанные части, этот легендарный телескоп действительно может проработать еще несколько лет, вплоть до 2040-х годов. Меняя компоненты, астронавты смогут улучшать его возможности и совершать еще больше научных открытий.

Сравнение телескопа «Хаббл» и «Джеймс Уэбб»

Справедливости ради нужно отметить, что телескоп «Хаббл» гораздо слабее, чем новый «Джеймс Уэбб». Но минус нового аппарата, опять же, заключается в невозможности его ремонта — он находится на расстоянии 1,5 миллионов километров от Земли, поэтому долететь до него очень сложно. Но, несмотря на это, он тоже проработает долго, около 10 лет или даже больше.

Источник