Стартап «Кама» готовит четыре модели электромобилей, но на создание прототипов и запуск производства нужно $150 млн

Российский стартап по производству электромобилей «Кама», который поддержали финансово бизнесмен Рубен Варданян и глава «Камаза» Сергей Когогин, планирует наладить производство компактных городских электрокаров с запасом хода до 500 км. Теперь стало известно, что компании нужно привлечь $150 млн инвестиций и она уже достигла предварительных договорённостей с одним из инвесторов — «Росатомом».

Стартап «Кама» готовит четыре модели электромобилей, но на создание прототипов и запуск производства нужно $150 млн

По данным источника, госкорпорация «Росатом» ведёт строительство завода по производству батарей для электромобилей на территории Балтийской АЭС, поэтому сотрудничество с «Камой» может оказаться ей выгодным. Также известно, что новые электрокары будут выпускаться под брендом АТОМ (в честь нового инвестора).

Помимо «Росатома» компания вела переговоры по поводу инвестирования с «Лабораторией Касперского» и «Яндексом». Производство транспортных средств на электрической тяге планируется организовать на заводе Ford Motor Company в Набережных Челнах, который «Кама» рассчитывает выкупить за $20 млн.

В презентации электрокаров АТОМ для инвесторов сказано, что компания ищет финансирование в размере $150 млн для создания функциональных прототипов и развития серийного производства электромобилей. Эта сумма позволит инвесторам получить долю в компании в размере 37,5 %. Оставшаяся часть останется в руках «Камаза», а также других инвесторов и сооснователей. Таким образом, вся компания оценивается в $400 млн.

Одним из инвесторов «Камы» станет госкорпорация «Росатом», которая уже вложила в стартап $20 млн. По данным осведомлённого источника, у стартапа с госкорпорацией достигнуты «железные договорённости» об инвестициях. В презентации сказано, что инвестиции «Росатома» будут расходоваться на «батареи, моторы, электрику». «Кама» также подписала соглашение о намерениях с «Яндексом», предусматривающее «совместное тестирование прототипов электромобилей, сотрудничество продуктовых команд в части разработки авто и IT, а также перевод парка такси на отечественные электромобили, включая АТОМ». В пресс-службе «Яндекс.Такси» сообщили, что компания не участвует в инвестиционном раунде «Камы», но вопрос подписания договора о намерениях со стартапом комментировать отказались.

С «Лабораторией Касперского», помимо финансирования, обсуждается создание защищённого шлюза данных для электромобилей, построенного на базе Kaspersky OS. Такой шлюз может использоваться для безопасной передачи данных. Напомним, «Лаборатория Касперского» несколько лет развивает собственную платформу для создания защищённых IT-систем под умный транспорт.

Стартап «Кама» готовит четыре модели электромобилей, но на создание прототипов и запуск производства нужно $150 млн

Штамповка деталей для электрокаров АТОМ будет проходить на заводе турецкой компании Coskunoz в Елабуге, а сварка кузова, покраска и сборка — на заводе в Набережных Челнах. В настоящее время ведутся переговоры о покупке предприятия в Набережных Челнах с его владельцем, американской компанией Ford Motor Company.

Что касается самих электрокаров АТОМ, то под этим брендом предполагается выпускать четыре версии авто: городскую модель «Дуо» с двумя дверьми, семейный автомобиль «Фэмили» (обе модели планируется использовать в каршеринге), а также авто для такси с «ориентированным на пассажира» салоном и авто для доставки с системой контроля качества и температурного режима. По данным источника, все четыре авто смогут проезжать на одной зарядке до 500 км и развивать скорость до 170 км/ч. В машины планируется интегрировать защищённую операционную систему ATOM OS, для взаимодействия с которой можно будет использовать специальное мобильное приложение.

Ожидается, что прототипы электрокаров АТОМ появятся в первом квартале 2023 года, а запуск серийного производства намечен на четвёртый квартал 2024 года. Ранее Сергей Когогин говорил, что розничная стоимость электромобилей составит немногим более 1 млн. При позитивном сценарии развития бизнеса к 2030 году компания планирует ежегодно выпускать около 472 тыс. электромобилей, причём две трети из них будут предназначаться для импортирования.

Источник