В 2023 году России в 11 раз выросло число фишинговых сайтов, маскирующихся под отечественные маркетплейсы

В первом полугодии в России стремительно выросло число фишинговых ресурсов, замаскированных под популярные маркетплейсы. Как сообщает «Коммерсантъ», хотя в выявлении и блокировке таких сайтов задействованы как государственные ведомства, так и легальные торговые площадки, проблема не теряет остроты — процесс создания мошеннических площадок автоматизирован и поставлен на поток.

В 2023 году России в 11 раз выросло число фишинговых сайтов, маскирующихся под отечественные маркетплейсы

По данным Координационного центра доменов.ru/.рф (КЦ), с января по июнь число мошеннических сайтов, мимикрирующих под российские маркетплейсы, выросло в 11 раз год к году. Если за первое полугодие 2022 года в доменных зонах .ru и .рф заблокировали 5 тыс. фишинговых сайтов, то в первом полугодии 2023 года — уже более 18 тыс., больше, чем за весь прошлый год (15,3 тыс. ресурсов).

При этом для маркетплейсов и площадок вроде «Юлы» и «Авито» статистика ещё печальнее. Так, в первом полугодии заблокировано 329 мошеннических доменов, так или иначе, связанных с торговлей на «Авито», 94 — с «Юлой» и 89 — с Ozon. Для 2023 года речь идёт о 2,9 тыс., 1,7 тыс. и 1,5 тыс. соответственно. Основной схемой мошенничество является поддельная продажа — пользователь вводит данные карты на сайте мошенников, после чего последние похищают деньги. Ссылки на такие ресурсы распространяются в первую очередь через мессенджеры. Маркетплейсы стали первоочередной целью потому, что они имеют большие обороты и огромную аудиторию «подготовленных» пользователей, при этом легко клюющих на удочку злоумышленников.

Некоторые эксперты уточняют, что мошенники часто применяют фишинговые ресурсы, использующие малоизвестные зарубежные доменные зоны. В России для блокировки подобных сайтов с лета 2022 года используется система Минцифры «Антифишинг», за рубежом регистрировать их дешевле и быстрее. По данным Минцифры, мониторинг подозрительных ресурсов ведётся постоянно, у торговых компаний уточняют, являются ли обнаруженные сайты фишинговыми, на блокировку таких ресурсов уходит до нескольких часов. Сами маркетплейсы и ресурсы вроде «Авито» принимают собственные меры по мониторингу Сети в поисках фишинговых ресурсов, сотрудничая с Центробанком и другими партнёрами.

При этом как заявляют эксперты, схемы постоянно масштабируются в связи автоматизацией создания сайтов — с помощью фишинговых панелей в автоматизированном режиме генерируются десятки сайтов, аренда такой панели стоит €150, её покупка — €350.

Одна из проблем в том, что часто фишинговая ссылка создаётся под конкретную жертву, поэтому бороться с таким мошенничеством довольно трудно. По мнению экспертов, всё изменится, когда фишинг перестанет приносить значимую прибыль — затраты на создание и эксплуатацию сети ресурсов будут выше прибыли. В качестве эффективной меры называется, например, блокировка самих инструментов для создания фишинговых сайтов.

Источник