В этом году российские военные получат первый серийный армейский экзоскелет

Уже в этом году в российские вооруженные силы начнет поступать первый серийный экзоскелет ЭО-01.02 производства компании «ГБ Инжиниринг». Система позволят упростить задачи, связанные с марш-бросками на большие расстояния и переноской тяжестей, эффективно снимая нагрузку с позвоночника. Новинка уже прошла испытания в войсках и, в частности, использовалась в Сирии. По словам генерального директора компании-разработчика изделия Сергея Смаглюка, один офицер в экзоскелете девять часов таскал на себе 35-килограммовый пульт управления робототехническим комплексом разминирования «Уран-6» и почти не устал.

В этом году российские военные получат первый серийный армейский экзоскелет

Разработчик отмечает, что система ЭО-01.02 предназначена для штурмовых инженерно-саперных подразделений. Она совсем не похожа на те бронированные роботизированные костюмы, которые мы привыкли видеть в научной фантастике. Сверхчеловеческих возможностей носителю тоже не добавит. Человек в нем не сможет быстрее бегать, выше прыгать или летать. Защиты от пуль здесь тоже не предусмотрено. Ее достоинство заключается в другом.

В этом году российские военные получат первый серийный армейский экзоскелет

Фото: РИА Новости / Илья Питалев

Основная функция экзоскелета ЭО-01.02 – повторять спинные, ножные и тазовые сочленения человека и снижать тем самым нагрузку на позвоночник военнослужащего, максимально сохраняя его физические возможности. В этом помогает особая система рычажно-шарнирных механизмов.

«Подвижность полная — можно нагибаться, поворачиваться, ходить быстрым шагом и даже бегать. Экзоскелет совершенно спокойно надевается как на форму, так и на бронежилет с разгрузкой. Подгоняется по росту один раз и больше не требует обслуживания и настройки. Не засоряется, не промокает, прощает ошибки», — прокомментировал Сергей Смаглюк в разговоре с журналистами РИА Новости.

В этом году российские военные получат первый серийный армейский экзоскелет

Фото: РИА Новости / Илья Питалев

Разработкой и производством экзоскелета занимается подмосковный ЦНИИТОЧМАШ (входит в концерн «Ростех»). Вес изделия составляет 7 килограммов. Изготовлен из легких металлов и карбона. Надевается буквально за полторы минуты, отмечает разработчик. Позволяет переносить до 70 килограммов полезной нагрузки и оснащен специальной системой быстрого сброса груза. Дернул за шнурок на правом плече – груз на земле и можно быстро укрыться на местности.

В рамках госпрограммы вооружений до 2027 года российские военные получат несколько сотен комплектов экзоскелета ЭО-01.02. Рассматривается перспектива оснащения и других ведомств, в том числе и разработка гражданской версии, которая сможет упростить задачи по переноске тяжелых грузов, например, на складах. Уже ведется разработка модифицированных версий. Например, сейчас испытывается новый вариант, позволяющий еще свободнее поворачиваться влево-вправо.

В интервью РИА Новости Сергей Смаглюк также добавил, что в будущем составные части изделия будут изготавливаться из бронеалюминия. В конструкцию собираются интегрировать пьезоэлементы, позволяющие при ходьбе подзаряжать предметы экипировки бойца – рацию, планшет командира, навигатор и прочее.

По словам Смаглюка создать полноценный и эффективный бронированный экзоскелет с сервоприводами сейчас не позволяет уровень технологий. Не разработано пока компактных элементов питания, которые могли бы питать такие системы на протяжении многих часов и дней, делая их по-настоящему практичными.

«Даже не завтрашний, а послезавтрашний день этой технологии — активные экзоскелеты с сервоприводами. Вот это уже сильно ближе к кинофантастике. В перспективе такое снаряжение повысит силу и скорость военнослужащего. Но нигде в мире пока не решили проблему источника питания. Как только это произойдет, на следующий же день начнется бум экзоскелетов самой разной конструкции и назначения. Сегодня же мы рассматриваем концепцию питания активного экзоскелета от бортовой сети, например, грузового автомобиля. Пришла машина с боеприпасами, военнослужащий надевает «костюм», подключает провод к автомобильному аккумулятору и приступает к разгрузке. Такой проект мог бы пригодиться подразделениям тылового обеспечения».

Источник