В Китае определили, кто будет нести ответственность в ДТП с участием беспилотных такси
С этого понедельника в 18-миллионном китайском мегаполисе Шэньчжэне разрешили эксплуатировать роботизированные такси без водителя за рулём, хотя страхующий автоматику работник по-прежнему должен будет находиться в салоне автомобиля. Одновременно китайские законодатели определились со сферами ответственности за последствия, возникающие в результате аварий с участием роботизированных такси.
Как поясняет Reuters, в случае присутствия в салоне водителя ответственность за последствия ДТП по-прежнему ложится на него. Если транспортное средство передвигалось в полностью беспилотном режиме, а в салоне не было человека, способного им управлять, то ответственность переносится на собственника транспортного средства. Наконец, если будет доказано, что причиной происшествия стал дефект аппаратного или программного обеспечения роботизированного такси, то отвечать за последствия будет производитель машины или разработчик ПО, причём даже собственник автомобиля получит право обратиться с соответствующим иском в суд, не говоря уже о других пострадавших.
В США, например, испытания беспилотных такси на дорогах общего пользования осуществляются очень давно, но лишь в этом году компаниям разрешили осуществлять коммерческие перевозки пассажиров, а такси без водителя за рулём вышли на строго определённые маршруты лишь в нескольких городах страны. Полномасштабную эксплуатацию автоматических такси ещё во многом сдерживает именно отсутствие внятных юридических правил, и китайские власти в этом отношении сделали большой шаг вперёд, пусть пока и в отдельно взятом городе.
Компания DeepRoute.ai в прошлом году уже осуществила около 50 тысяч пробных поездок беспилотников по территории Шэньчжэня. Здесь также эксплуатируют свои роботизированные такси дочерняя компания Baidu Apollo, а также поддерживаемые Toyota, Nissan и Alibaba стартапы. Специфика местного дорожного трафика предъявляет повышенные требования к безопасности передвижения в автоматическом режиме, поскольку на дороге немало скутеров, да и дисциплина пешеходов оставляет желать лучшего. К 2025 году власти Шэньчжэня намереваются увеличить оборот в сфере автоматизированных пассажирских перевозок до $30 млрд в год. Одна только DeepRoute в ближайшие годы увеличит свой парк автоматических такси до 1000 машин. Комплект оборудования, необходимого для переоснащения обычного автомобиля в роботизированное такси, компания будет предлагать по $3000.
По словам участников китайского рынка, работа в местных условиях как предоставляет преимущества, так и создаёт дополнительные трудности. Например, по сравнению с Калифорнией в Китае в три раза меньше капитальные затраты, но и выручка от оказания транспортных услуг здесь в восемь раз ниже. По этой причине китайские компании задумываются о создании бюджетных роботизированных такси, чтобы снизить собственные затраты до уровня, обеспечивающего уверенную окупаемость в конкуренции с традиционными таксомоторами, управляемыми водителями.