В российских дата-центрах заканчиваются свободные места, а строительство новых мощностей остановлено
Московском регионе, который содержит более 70 % отечественного рынка дата-центров, заканчиваются свободные стойко-места. По статистике iKS-Consulting, если в I квартале 2021 года насчитывалось 2860 свободных мест, то в текущем — всего 800, и это несмотря на рост цен на аренду мест на 25 %. Строительство новых ЦОД осложняется тем, что логистические цепочки для поставки оборудования нарушены, а российские аналоги часто не соответствуют требованиям к качеству.
Как сообщает «Коммерсант», оставшееся число стойко-мест — самое низкое с 2018 года. В компании заявляют, что многие из анонсированных прежде крупных проектов по строительству дата-центров приостановлены. Такие данные представляет отчёт iKS-Consulting, посвящённый российскому рынку ЦОД коммерческого назначения в Московском регионе, на который приходится 72 % российского рынка колокейшн-сервисов, предусматривающих размещение собственной электроники клиентов на специально оборудованных площадках операторов ЦОД.
По данным исследователей, средняя цена на колокейшн-сервисы выросла в среднем на 25 % и, по некоторым прогнозам, к июню вырастет ещё на 25-30 %. Всего в 2021 году рынок ЦОД в Московском регионе оценивался примерно в 20 млрд руб. и включал порядка 37 тыс. стоек, а общероссийский рынок — 48,5 тыс. стоек. В числе крупнейших участников — «Ростелеком», DataPro, IXcellerate, Selectel и МТС.
Во многом рост цен и спроса обусловлен желанием многих компаний в свете последних событий перенести собственные мощности из зарубежных ЦОД в Россию. Примечательно, что по данным «Коммерсанта» уход из страны зарубежных облачных сервисов разжёг аппетиты местных облачных платформ, поднявших цены на 60-80 %.
Известно, что параллельно обостряется нехватка оборудования для постройки новых и поддержания в рабочем состоянии старых ЦОД из-за остановки сотрудничества производителей с компаниями вроде Schneider Electric, Stulc, Vertiv. Многие азиатские заводы работают по западным лицензиям, поэтому вынуждены присоединиться к санкциям, а российские производители не всегда готовы предоставить достойные альтернативы.
По словам директора сети московских дата-центров 3data Ильи Хала, если с ИБП ситуация «неплохая», то «хуже всего сейчас с холодильным оборудованием — чиллерами и фреонными системами. Их на рынке крайне мало, и они отстают по характеристикам от качественных зарубежных». При этом поставки растягиваются на шесть-девять месяцев.
Так или иначе регистрируется спрос на отечественные решения. По данным компании «Рефкул», выпускающей климатическое и родственное оборудование, наблюдается четырёхкратный рост со стороны рынка дата-центров в сравнении с прошлым годом, а к концу 2022 года он может вырасти и в 10 раз, хотя компания уже подняла цены на 25-30 %.