В российской рознице образовался избыток электросамокатов
В России у ретейлеров сейчас наблюдается избыток электрических самокатов, которые не удалось распродать в прошлом году — продавцы переоценили спрос и закупили слишком много устройств, пишут «Ведомости». В то время как одни эксперты связывают это с развитием рынка кикшеринга, другие объясняют сложившуюся ситуацию общим падением доходов россиян.
По данным «F+ tech-Марвел», в 2022 году дистрибуторы ввезли в Россию 325 000 электросамокатов на общую сумму 10,9 млрд руб., в то время как всего за год было продано 160 000 электросамокатов на 3,5 млрд руб. За первое полугодие 2022 г. было ввезено около 280 000 электросамокатов, а во втором полугодии ввезли заметно меньше — около 45 тыс., что объясняется сезонным характером продаж. «Так как товар сезонный, то со сбытом не помогли даже традиционно урожайные периоды распродаж – новогодние праздники и «чёрная пятница», — отметил представитель компании.
Лидером по продажам в денежном и количественном выражении в 2022 году стал китайский бренд Kugoo с долей в 22,3 % и 19,6 % соответственно. В пятёрку лидеров продаж в денежном выражении вошли Segway Ninebot с долей 15,2 %, а также Hiper (9,8 %), Xiaomi (7,4 %) и Midway (6,5 %). В пятёрке самых продаваемых брендов в количественном выражении также находятся Hiper (13,5 %), Segway Ninebot (10 %), Midway (7 %) и Digma (5,4 %). По данным «F+ tech-Марвел», средний ценник проданного самоката на электрическом ходу составил 21 900 руб.
В Wildberries подтвердили избыток электросамокатов на складах, объяснив его тем, что оптимистичные прогнозы не совпали с реалиями 2022 года. Вместе с тем в компании не отмечают снижения спроса на электросамокаты: продажи в прошлом году выросли в годичном выражении на 125 % год в деньгах и на 127 % — в штуках. В «Яндекс Маркете» тоже сообщили о высоком спросе на электросамокаты в прошлом году, причём в январе и феврале он был в 2 раза выше, чем в аналогичном периоде 2021 года.
Источник «Ведомостей» в одном из ретейлеров объясняет затаваривание электросамокатами развитием рынка кикшеринга и городской инфраструктуры. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров тоже считает, что причина низких продаж личных самокатов заключается в растущей популярности сервисов проката. «Потенциал продаж электросамокатов очень сильно снизился, потому что пользователи однозначно сделали выбор в пользу аренды», — сказал он. «Люди пересаживаются на кикшеринг, потому что это выгоднее, чем покупать собственный девайс, и проще с точки зрения обслуживания, хранения и проч.», — говорит директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман.
В свою очередь, издатель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев объяснил низкие продажи самокатов общим падением доходов россиян. «Личные самокаты — это такой излишек, без которого вполне легко можно обойтись. Их покупали, когда у людей были хорошие доходы и уверенность в стабильном будущем», — сказал он.