Western Digital и Kioxia намерены породить второго по величине игрока на рынке флеш-памяти
В 2016 году американский производитель жёстких дисков Western Digital поглотил производителя твердотельной памяти SanDisk и одновременно получил контроль над совместным предприятием с Toshiba, совладельцем которого позже стала Kioxia. Американская сторона теперь готовит новый этап трансформации, подразумевающий продажу бизнеса по выпуску памяти компании Kioxia.
В принципе, слухи о ведении переговоров между Western Digital и Kioxia возникают с 2021 года, но на первых порах подразумевалось, что ведущую роль в потенциальном тандеме получит Western Digital. В последние годы аналитики всё чаще упоминают о целесообразности отделения «твердотельного» бизнеса Western Digital Corporation, поскольку сами по себе профильные активы оцениваются выше, чем в составе единой компании.
Как поясняет Nikkei Asian Review в очередной публикации на эту тему, в последнее время концепция объединения Kioxia и Western Digital подверглась пересмотру, и теперь ведущую роль получит первая из компаний. После обмена необходимым количеством акций в новой компании 50,1 % активов сохранила бы Western Digital, а оставшиеся 49,9 % достались бы Kioxia, но при этом руководил бы бизнесом президент Kioxia, и представители японской компании заняли бы основную часть совета директоров. Новая компания была бы зарегистрирована в США, но головной офис расположился бы в Японии. Бизнес оказался бы публичным, акции компании планируется разместить как в США, так и на фондовой площадке в Токио.
В прошлом году Western Digital и Kioxia сообща контролировали 32 % рынка флеш-памяти, лишь немного уступая лидирующей Samsung Electronics с её 34 %. Сейчас ведутся переговоры с потенциальными кредиторами, которые могли бы предоставить средства для реализации сделки в размере от 10 до 12,7 млрд долларов. Среди них могут оказаться и крупные японские банки.
Разумеется, на пути реализации этой давно обсуждаемой сделки могут возникнуть серьёзные препятствия. Во-первых, китайские антимонопольные органы попросту могут заблокировать эту сделку, как это происходило с некоторыми сорвавшимися поглощениями последних лет, в которых участвовали американские компании. Во-вторых, зарегистрировав объединённую компанию в США, участники сделки столкнутся с усилением экспортного контроля со стороны американских властей, и продукцию Kioxia станет сложнее продавать в Китае, который остаётся крупным рынком сбыта. Наконец, наблюдаемый сейчас упадок на рынке памяти NAND может затруднить привлечение заёмного капитала, необходимого для реализации сделки. С четвёртого квартала прошлого года Western Digital и Kioxia непрерывно получают убытки от выпуска и реализации твердотельной памяти. Если Kioxia считается третьим по величине производителем NAND, то Western Digital довольствуется четвёртым местом.
По мнению экспертов, консолидация бизнеса в сфере производства твердотельной памяти необходима, поскольку затраты растут, а цикличность рынка вызывает регулярные колебания денежных потоков, когда взлёты сменяются падениями, и крупным компаниям с большим запасом финансовой прочности проще переживать кризисные периоды.